23 сентября. Утро. Кажется ночью в самолете не спали только французы — не смотря на то, что напитки даже в эконом классе сингапурских авиалиний заявлены без ограничений — к утру запасы виски с колой были исчерпаны и уставшая стюардесса, на очередную просьбу французских болельщиков ответила — «гайз, финиш!». Самолет снижался под народные французские песни и танцы. Несколько раз, на бис, была исполнена марсельеза. И вот посадка, здравствуй Новая Зеландия! Не поверите, но первым человеком кого мы встретили в аэропорту Окленда была русская девушка, работающая в местном Duty Free (он у них и на прилете имеется). Не знаю почему, но она нам рекомендовала прикупить алкоголя со скидками, так как он на территории НЗ дорог. Но не за этим мы отмахали почти 20 тысяч километров! Приятно видеть, что наряду со стандартным набором товаров в этом магазине беспошлинной торговли наличиствуют и товары регбийной тематики. На стенах аэропорта реклама со знакомыми лицами игроков All Blacks. Сразу стало ясно — страна живет Кубком мира по регби! Санитарный контроль — как в известном фильме «яблоки, сало есть?», только строже — серьезного вида новозеландские дяди и тети в форме, то тут то там бегают собачки и принюхиваются к багажу. Получение машины в EuropCar прошло без накладок. И вот мы в прокатной машине — новенький, праворульный, дизельный Hyundai iMax. Что с ним делать? — Садиться и ехать! После некоторой настройки органов управления автомобилем «под себя» и тренировочного заезда по паркингу — мы катим в город. Навигатор проложил маршрут к отелю, некоторая нервозность первых минут управления «необычной» машиной прошла — настало время оглядеться вокруг. Дороги хорошие, движение организованное, в городе аккуратные лужайки и такие же домики на них. И вот мы добрались до отеля. Оказалось по дороге, в оклендских переулках, потерялся Бартик, но мы за него были почему-то спокойны… Отель оказался вполне себе и даже очень. Поселились, разложились. Через некоторое время с близлежащего паркинга пришел Бартик. Как и следовало ожидать, он не потерялся, нашел дорогу, попутно обзаведясь новыми связями в Окленде. Что удивило, во время первых прогулок — совершенно незнакомые люди, независимо от пола и возраста, видя наши майки с надписями «RUSSIA», подходят, здороваются и начинают с тобой разговаривать, спрашивая откуда ты, и узнав, что из России, интересуются как тебе в Новой Зеландии.
Из-за набежавшей разницы во времени, обилия первых впечатлений и некоторой усталости планы по осмотру достопримечательностей сбились. Не удалось побывать в парке Окленд Домейн и Зимнем саду, а также посетить Военно-исторический музей Окленда. Но к вечеру, отдохнув мы всей толпой выдвинулись в центр города, для того, чтобы забраться на Скай тауэр (Sky Tower) — оклендскую телекоммуникационную башню высотой 328 метров, как сказано в некоторых путеводителях — самое высокое сооружение в Южном полушарии и 26–ое в списке наиболее высоких башен нашей планеты. Вечерний Окленд красив. Налюбовавшись красотами Окленда с высоты птичьего полета и спустившись на землю, мы совершили небольшую обзорную экскурсию по улицам города. Окленд как и вся страна живет регби. То тут то там можно встретить регбийных болельщиков, в заведениях на экранах телевизоров регбийные поединки отборочного этапа. Все болеют и переживают за своих. Но, «голод не тетка» — пора бы и подкрепиться! И вот мы за столом — к заказу фирменные мясные блюда, которыми так славится Новая Зеландия — стейки. И, оказалось, что не очень то мы и подкованы в этом вопросе — есть несколько вариантов этого блюда и, кроме того, несколько вариантов его приготовления. Насладившись вкусом свежеприготовленного мяса, этот день мы закончили просмотром матча Австралия — США.
24 сентября. Утро. В это день выезд в 10.00 — двигаемся в сторону (как нам казалось сначала) побережья Тасманова моря к пляжу Муривай — там черный вулканический песок и волны, в прибрежных скалах, уникальная колония приц ганнет (australasian gannet). В этой первой поездке с нами сыграла злую шутку некоторая наша неподготовленность к поездке — 3 машины, 11 человек, все куда-то едут — едем по навигатору, ни у кого нет карты. Смутно запомнив перед поездкой, что сей пляж расположен на севере от Окленда и вглядываясь в придорожные знаки, указывающие направление движения на юг, через некоторое время (минут 30-40), за которое мы отмахали по хорошим новозеландским дорогам порядка 70 километров, приходим к заключению — «не туда». Как оказалось — английский язык не так богат, как наш «великий и могучий» — и в Новой Зеландии этих «муриваев» хоть пруд пруди. Ну как говорится в поговорке «бешеной собаке семь вёрст не крюк». Разворачиваем караван на север. Снова едем. Теперь вроде уже точно туда. Но, это был далеко не конец наших путешествий, а только начало. Оказывается карты в навигаторе тоже нужно обновлять периодически. И вот при очередном «повороте с кругового движения» (там где его нет и в помине, а присутствует просто обычный мост с развязкой типа бабочка) — мы окончательно запутались и встали на обочине для рекогносцировки. Включили аварийки. Стоим. Пытаемся понять где мы. По дороге ездят машины. Слева от дороги поле, справа перелесок. Тут мы увидели в поле на пригорке трактор, в нем мужик, косит траву (а чего еще делать в Новой Зеландии то?). Мы к нему, говорим: «Как мол нам к пляжу проехать, на птичек посмотреть?» Он и отвечает: «Не туда, ребятки, вы едете, море-окиян, совсем в другой стороне — проехали вы поворот.» Дальше он попытался нам объяснить куда нужно нам ехать, но наша лингвистическая подготовка не позволила нам понять его слов. Даже Бартик не понял… Стоим караваном на обочине, моргаем аварийками. Одно мы только поняли со слов новозеландского тракториста — нужно ехать на заправку — покупать карту, без нее кирдык нам — потеряемся. Делать нечего решили ехать вперед — к заправке. Сказано сделано — тронулись. Бартик стоит — не едет. Мы к нему, говорим: «В чем дело?» Оказалось пока стояли и «моргали» у него на «заряженной» Хонде сел аккумулятор. Ну, приехали. Потыркались, потыркались — ничего не выходит. Ни «с толкача» Хонда не завелась, ни «столб аварийный» нам не помог. Решаем бросить Бартика с его Хондой на обочине и ехать к заправке — карту покупать. Закончилось все, конечно, благополучно. Когда мы вместо заправки, приехали с супермаркет, купили карту, поели-попили. Примчалась и Хонда с Бартиком — спас его ДэПэСник-новозеландский, увидев русских на дороге, остановился, сказал, что стоять здесь ОЧЕНЬ опасно, дал «прикурить» и сказал чтоб двигатель не глушил, с тем и умчал прочь. Время мы потеряли много в этом путешествии. Вечером нужно было смотреть как All Blacks с Фрацией разбираться будут. Решили ехать обратно в Окленд. Но, Бартик до птичек все-таки доехал…
Ближе к вечеру, выдвинулись к стадиону, по дороге решили зайти в Offiсial Rugby Store, прикупить сувениров перед матчем. Дорог магазин оказался, но ассортимент порадовал. Разглядывая какую-то «маечку» с символикой RWC-2011, услышал вопрос (по-русски): «Выбираешь?» — Даже не удивился, ибо как мы уже знаем — тесен мир, мала Планета. Оказалось группа товарищей из клубов ЛРК «Форум» и «Московских драконов» тоже посетила новозеландские острова с официальным и дружеским визитом. В центре города творится что-то невообразимое толпы фанатов готовятся к матчу — повсюду песни, танцы и всякое веселье. В Окленде в дни игр проезд на общественном транспорте при предъявлении билета на стадион — бесплатный, совсем. Главный стадион — Эден Парк (Eden Park) расположен недалеко от центра города, в тихом и симпатичном месте. Район стадиона чем-то напоминает место вокруг центрального стадиона «Металлург» в г. Видное Московской области (если кто вдруг там бывал). Сегодня тут многолюдно. На арене сойдутся принципиальнейшие соперники Новая Зеландия — Франция. Интригу этой встрече придает тот факт, что на прошлом Кубке мира 2007 года французы выбили All Blacks из борьбы за главный трофей. Об интересе к этому поединку, говорит то, что это одна из двух встреч, помимо финала, билеты на которую были раскуплены за долго до начала Кубка мира 2011. Вокруг стадиона небольшие одноэтажные дома, во дворах вечеринки и предматчевая подготовка. На самом стадионе полно людей разных возрастов и национальностей. Кажется вся Новая Зеландия здесь — люди несут грудных детей болеть за All Blacks, пожилые люди, одевшись по-теплее, готовятся поддержать свою команду. На трибунах много французов. Рядом с нами ребята из ЮАР, тоже болеют на новозеландцев. Атмосферу на стадионе сложно описать словами. Перед началом матча — хака. И вот свисток и «черная машина» поехала вперед. Сначала ее обороты были небольшие и казалось, что порой она буксует (французы очень здорово провели первые несколько минут встречи). Но спустя некоторое время механизм «притерся», игровые связи ожили — и «наши» поперли вперед и вперед. Трибуны гудели и шумели. Матч получился интересным и зрелищным. Картер и сотоварищи в этот раз отыгрались по-полной (к сожалению сам Дэн после этого матча выбыл из-за травмы) — заслуженная победа Новой Зеландии — 37 — 17. Со стадиона расходились организованно и маленькими группами 😉 Послематчевая обстановка на улицах города доброжелательная и спокойная. До отеля пришлось добираться пешком, что оказалось совсем недолго, заодно и город посмотрели.
Следующий день — 25 сентября — выдвинулись из города рано. Нам на юг в Роторуа (Rotorua). Сегодня важный день — матч Россия — Ирландия. Из Окленда едем 250 км, перед матчем решили посетить термальный заповедник Вай-о-Тапу (Wai-o-Tapu) и навестить маори (maori) в их деревне Те Пуйа (Te Puia). Дорога из Окленда в Роторуа хорошая, доехали без приключений. Ближе к Роторуа начались горы и стало совсем красиво. Термальный заповедник — интересное место, каких только цветов и оттенков здесь нет — типичное место для изготовления «орков» — все пыхтит и дымит, булькает и хлюпает, температура окружающей жижи под 100 градусов. В Те Пуйа видели дом киви (kiwi) и различные маорийские строения — ни самой киви, ни самих маори не видели — зимуют видно еще. Дорога на Международный стадион Роторуа была зеленого цвета — толпы ирландских фанатов стекались к началу матча. С парковкой вышла накладка, офицер полиции вроде объяснил нам куда надо ехать, вроде туда поехали, но парковку не нашли. Зато встретили доброжелательного дедулю, жителя Роторуа, который припарковал нас на своей земле. Спасибо тебе, добрый человек! Достали флаги, одели майки, нанесли макияж болельщиков — и на стадион. Еще одна порция регбийных эмоций и духа борьбы. Наших на стадионе мало — в основном это «ненастоящие» русские, те кто хотят попасть в телевизор. Но есть и настоящие, которые живут в Новой Зеландии и болеют за «наших». Конечно результат игры был не столь важен, важна была сама атмосфера, азарт и эмоции. Наши проиграли, игра оставила какое-то двойственное впечатление — с одной стороны много непонятных ошибок, с другой желание играть до последнего. Как результат — в группе наша Сборная занесла больше всех ирландцам, но и пропустила, тоже немало. Результат 62 — 12 победа Ирландии. По дороге домой заехали покушать в какую-то пиццерию, где познакомились с группой французских болельщиков, путешествующих по стране. Поговорили о регби у них и у нас, подарили им нашу фанатскую майку — они нам бутылку вина, испанского почему-то…
26 сентября — едем в аэропорт Окленда, сдаем очень просто машины и летим в Квинстаун (Queenstown). На этот раз перевозчик — авиакомпания JetStar, дискаунтер, лоукостер по региону юго-восточной Азии и Океании. Все максимально просто и дешево. Еда на борту во время полета не включена в стоимость билета. Лететь не долго, но взлетаем не сразу — поломалась навигационная система. Поэтому тихо, спокойно и организовано пересаживаемся в другой самолет. На подлете к Квинстауну замечаем, что природа этого региона гористая, много озер и фьордов, сельскохозяйственные угодья имеют очень правильную круглую или прямоугольную форму. Сели, вышли из самолета — что интересно около взлетно-посадочной полосы — люди играют в гольф. Местность, на первый взгляд, очень похожа на наш северный Кавказ. Красиво. Снова, после некоторых обсуждений, берем машины — от традиционной Хонды Бартик отказался, сменив ее на Nissan X-Trail, мы пересели на клевую машинку — Toyota Hiace. Первое впечатление от города — картинка! Квинстаун расположен на берегу озера Вайкатипу (Wakatipu Lake) у подножия гор (там везде горы). Такое ощущение, что попал на горнолыжный курорт, не смотря на весну в Новой Зеландии, на улицах попадаются люди с горными лыжами и сноубордами. Наш отель (Mercure Queenstown Resort) расположен на берегу озера. На стойке регистрации — молодой человек, по имени Илья, говорит по-русски. На наш вопрос откуда мол язык знаешь — ответил, что жил долго с мамой и папой в ЮАР!!! Оказалось, что родители у него русские. Собственно он нам и рассказал об основных достопримечательностях города и порекомендовал местные заведения общественного питания, которых подают лучшие стейки (Botsvana Butchery). Квинстаун на редкость красивый городок — все такое маленькое, аккуратненькое и приятное. Хорошо известно, что самая крутая улица в мире находится в Новой Зеландии в городе Данедин (Dunedin) — Болдуин стрит (Baldwin Street). В Квинстауне есть и своя «самая крутая» улица — Лейк стрит (Lake street). Природа Квинстауна и близлежащих мест поистине уникальна. Именно здесь, в окрестностях Квинстауна, снимался фильм «Властелин колец» (1, 2). В наши планы входила поездка к фьорду Милфорд-Саунд (Milford Sound) — красивейшего места в мире.
27 сентября — рано утром загрузились в нашу тойоту и рванули. Ехать предстояло долго — около трехсот километров. Дорога, в основном идет по горам, вокруг красотища. Проезжали много маленьких городков или деревенек, на полях пасутся овцы, бычки и олени. Такое впечатление, что поля перед тем как выпустить на них скот выравнивали специально, а потом кто-то «большой» — здесь бросил горсть овечек, а здесь бычков. Как в рекламе — «жизнь в Новой Зеландии нетороплива и размерена…» По дороге сделали остановку на озере Те Анау (Te Anau Lake). На всем протяжении пути до Милфорд-Саунд то тут, то там остановочки в особо красивых местах — везде таблички с описанием что смотреть, куда смотреть, столики и лавочки для отдыха. И вот мы попадаем в действительно глухие места (сотовая связь отсутствует), дорога ведет то через каньоны, то по краю глубокой пропасти, а въезд к самому фьорду проходит через тоннель, который построили в 1953 году. Природа вокруг удивительная — горы, водопады, лес — и очень влажно (с погодой как всегда повезло — идет дождь). Осматривать местные красоты можно на пароходе или на самолете. Мы выбираем первый вариант. Сама прогулка по фьорду длится около 2 часов, во время которой заплываем в водопады, причаливаем к лежбищу котиков и выходим в океан. Уставшие и довольные возвращаемся домой.
28 сентября — пожалуй самый сложный день нашего путешествия — предстоит проехать из Квинстауна в Крайсчерч, и затем в Ханмер Спрингс. Вот тут то мы и покатались, вот тут то мы и посмотрели на Новую Зеландию — более шести сот километров дороги сначала по предгорьям Южных Альп, а потом по Кентерберийской равнине. Опять озера, опять поля, опять овцы и бычки. Хотя нет, еще проезжаем виноградники. Думали по дороге заскочить на гору Кука (Mount Cook) — самая высокая точка Новой Зеландии, но решили не делать лишний крюк. Остановились на ледниковом озере Текапо (Tekapo), вода в нем имеет ярко голубой оттенок. На озере есть достопримечательность — Церковь Доброго Пастыря (Church of the Good Shepherd) и памятник овчарке. По дороге обращаем внимание, что иногда даже в самом маленьком городке Новой Зеландии есть аэропорт. Прямо в поле — но аэропорт.
После непродолжительного отдыха на берегу озера двинулись дальше по новозеландским красотам, и к обеду прибыли в Крайсчерч (Christchurch). Город очень старый. Много архитектурных памятников викторианской эпохи, было… Город пережил два землетрясения. Собственно весь исторический центр разрушен. Центр города закрыт. Зрелище очень неприятное. Пострадало и регби в этом регионе — разрушены стадионы и другие объекты инфраструктуры. Для восстановления организован специальный фонд (RWC Christchurch Appeal Fund). Лицо фонда — капитан All Blacks Ричи МакКоу (Richard McCaw)
Еще немного на север и мы приближаемся к Ханмер Спринггс (Hanmer Springs), конечная точка нашего путешествия — геотермальный курорт. Места похожи на квинстаунские — красота. Городок совсем крохотный, в нем есть термальный парк, пара магазинов, почта и бар, что еще нужно 😉 Ночевать будем на вилле.
29 сентября — едем смотреть китов (Wing over Whales или Whale Watching) в Кайкоура (Kaikoura). Здешний подводный мир очень богат, теплые течения привлекают толпы морских обитателей, которые в свою очередь являются кормом для местных кашалотов, касаток и дельфинов. Вот на них мы и будем смотреть. Китов можно смотреть с воды и с воздуха. Погода, как всегда, наша (опять дождь), океан неспокоен, корабли на китов не ходят, остается вариант с самолетом. В местном аэропорту нас взвесили и разделили на группы — вместительность борта самолета «кайкоурских» авиалиний — 5 человек. Стюардесс нет, питание во время полета не предусмотрено. Зато выдают парашют. Мы во второй группе. «Первые» ушли на старт — мы «вторые», поехали в город смотреть красоты. Пожалуй первый раз за все время пребывания в Новой Зеландии увидели океан, такой бурный, неспокойный и могучий.
Городок оказался небольшим, расположен прямо на берегу океана, очень много гостиниц. В основном народ развлекается на берегу океана (прогулки, катание на каяках, кайтинг, есть поля для игры в гольф). К условленному времени возвращаемся в аэропорт, как раз только наши прилетели. Выходят радостные, улыбаются — летать понравилось. Но китов не видели. Не свезло. Суровые силы природы встали непреодолимой стеной на пути русских туристов. Оказалось, что в плохую погоду, когда корабли не выходят в открытое море, некому обнаружить китов и подать сигнал. Самолетам и вертолетам «вслепую» приходится выдвигаться на поиски морских гигантов. И поиски эти зачастую бывают неудачными. Так вышло и в этот раз. В этой связи принимаем волевое решение — вторую группу в воздух не поднимать.
По дороге домой, проехав порядка 50 километров, реши остановится и в спокойной обстановке поснимать пасущихся овечек, уж больно они пасутся красиво. Остановились, фотоаппарата — нет, как нет и рюкзака со всеми паспортами и денежками — забыли рюкзак в аэропорту. Некоторое смятение в наших рядах. Решаем разделиться — Бартик едет домой, мы едем за рюкзаком. После звонка в аэропорт и непродолжительного разговора с персоналом, волнение несколько спало. Все оказалось хорошо, рюкзак нашли и приютили. Некоторую остроту и пикантность моменту придает тот факт, что топливо в баке тойоты стремительно заканчивается при езде по горным дорогам в Южных Альпах. Но навигатор и проложенный им маршрут к ближайшей заправке, окончательно разрядили ситуацию. Стресс снимали сначала в баре — вкусный и обильный ужин по-новозеландски, потом переместились в термальный парк. Это заключительный вечер на земле «Серебряного Папортника».
30 сентября — проснувшись, теперь уже окончательно, прощаемся с Новой Зеландией, впереди Международный аэропорт Крайсчерча, несколько более сложная и нехарактерная процедура сдачи машины (стоянку прокатных машин мы нашли быстро, а вот то место где сдавать ключи пришлось поискать — оказалось что офис EuropCar находится в соседнем терминале). Нас ждет другая страна — Австралия, и другой город контрастов — Сидней. Опять паспортный контроль, опять DutyFree, опять, опа… Меня хотят проверить на наличие в моем багаже наркотиков и других запрещенных к перевозке веществ. Офицер вежливо предложил мне прочитать (бумага была переведена и на русский язык, могут ведь когда захотят) мои права и спросил моего согласия на такого рода проверку. Я согласился, и после некоторых манипуляций при помощи какой-то трубочки в моем рюкзаке и тестирования трубочки в каком-то приборе, мне дали «зеленый свет» на выезд в Страну кенгуру и других сумчатых животных.